Маркировка товаров на территории ЕС

Маркировка товаров на территории ЕС

МАРКИРОВКА ЗА РУБЕЖОМ 

Как работает система прослеживаемости товаров в Европе

Продовольственные товары

Нормы и правила маркировки и прослеживаемости в ЕС внедрялись одновременно с тем, как формировалось единое экономическое пространство в 1990-х и 2000-х годах. В 1992г. Маастрихтский договор положил начало Европейскому Союзу и образованию общего рынка. В 2002г. единая валюта была введена в обращение. К концу 2000-х количество государств-членов достигло 27.

В это же время в Европе гремели скандалы, связанные с пищевой продукцией – от эпидемии коровьего бешенства в середине 1990-х до проникновения в ЕС из Китая отравленного меламином детского питания в 2008г.

Единому европейскому государству потребовалось заложить фундамент продовольственной безопасности. Для этого правительство ЕС дало старт производственно-торговой реформе, основанной на понятии “traceability” (англ. «прослеживаемость»). Её основные принципы закреплены в Регламенте 178/2002. За 2 года до неё Европарламент принял Директиву 2000/13/EC о сближении государств-членов ЕС относительно маркировки, оформления и рекламы пищевых продуктов.

Единое продовольственное законодательство (General Food Law), вступившее в силу в начале 2000-х, обязало всех производителей продуктов питания и кормов внедрить специальные системы прослеживаемости, которые позволяли сохранить и при необходимости оперативно сообщить регулирующим органам информацию о происхождении продукции и пункте назначения её перевозки. Так, например, производители должны были фиксировать названия и адреса заказчиков и подрядчиков, наименование продукции, дату доставки, данные об объеме продукции, номера партий и подробное описание товара, будь то сырье или переработанная продукция.

Сегодня на территории ЕС также действуют специальные нормы (EU food safety legislations) для отдельных категорий продуктов (фруктов и овощей, рыбы и говядины, меда, оливкового масла). Они помогают потребителю убедиться в подлинности товара и получить информацию о его происхождении (особенно если в составе продукта есть ГМО). С 2005 года маркировка стала обязательной для домашнего скота.

Лекарственные препараты

В 2011 году страны ЕС приняли Директиву № 2011/62/ЕС Европарламента. Цель документа – создать инструмент, препятствующий проникновению поддельных лекарственных средств в сеть поставок.

Предполагалось обеспечить все рецептурные препараты маркировкой, позволяющей отличить подделку от оригинала и проследить движение товара по торговой цепочке. Для этого в рамках пилотного проекта в Германии на упаковки лекарств начали наносить уникальные номера, зашифрованные в двухмерных штрихкодах. Проверить такой номер можно было в официальной базе данных.

Эта законодательная инициатива вовлекла в проект маркировки всех участников процесса создания и сбыта медикаментов: от фармкомпаний и их подрядчиков до розничных аптек.

Директива стала обязательной для членов ЕС с февраля 2019 года. Страны, в которых существуют собственные системы маркировки и сериализации (например, Италия, Греция, Бельгия), должны будут привести их в соответствие с Директивой не позднее 2025 года.

Табачная продукция

Принятая европейскими государствами в апреле 2014 года, Директива 2014/40/EC регулировала не только производство и сбыт табака, но средство борьбы с подделками и нелегальной продажей – общеевропейскую track&trace-систему.

Курение до сих пор считается одной из главных предотвратимых причин ранней смертности в ЕС. Противозаконный сбыт усугубляет проблему, облегчая доступ детей и подростков к табаку.

Европейская система прослеживаемости предполагает:

  • нанесение индивидуального средства идентификации на упаковку табачной продукции,
  • контроль движения маркированных упаковок по цепочке поставок, осуществляемый операторами системы прослеживаемости,
  • сбор данных о сбыте маркированной продукции и их передача регулирующим и правоохранительным органам.

Евросоюз предпринял первые попытки внедрить систему маркировки более 20 лет назад, пользуясь существующими на тот момент технологиями. По мере того, как прослеживаемость подтверждала свою эффективность, страны ЕС переходили на более современные программные и технические средства контроля товарооборота.  

Сегодня Россия не уступает западному соседу по track&trace-решениям. Значит, эксперимент по внедрению маркировки дает отечественному рынку возможность «догнать и перегнать» зарубежные страны.